Сб, 27.04.2024, 16:09

ВСЯ ФРАНЦИЯ

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Эйфелева башня, Франция, Париж

ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ

Эйфелева башня была построена за 3 года на Марсовом поле в 1889 году к Всемирной выставке в память о 100-летней годовщине Революции.

Над Марсовым полем в Париже возвышается всемирная знаменитость - Эйфелева башня, символ торжества металла в конце XIX века. Башня с удивительной легкостью вздымает на 300 с лишним метров 7 тысяч тонн металлических конструкций, словно сплетенных в удивительное кружево. Эйфелева башня - не только украшение Парижа, но и телевизионная вышка. 
Башня была построена для Всемирной парижской выставки, отмечавшей столетие французской революции. Автор проекта - французский инженер Александр Эйфель. Именно его работа, исполненная в содружестве с инженерами: Эмилем Нужье, Морисом Кекленом и архитектором Стефаном Совестром, стала победителем среди 700 проектов, представленных на конкурс.

Французские власти решили устроить всемирную выставку в память столетнего юбилея Французской революции (1789 год). Парижская городская администрация попросила известного инженера Густава Эйфеля внести соответствующее предложение. Вначале Эйфель был немного озадачен, но затем, порывшись в своих бумагах, внес на рассмотрение чертежи 300-метровой железной башни, которым он до этого почти не уделял внимания. 18 сентября 1884 г. Густав Эйфель получает совместный со своими сотрудниками патент на проект, а впоследствии выкупает у них же и исключительное право. 1 мая 1886 г. открывается общефранцузский конкурс архитектурных и инженерных проектов, которые должны будут определить архитектурный облик будущей Всемирной выставки. В конкурсе участвуют 107 претендентов, большинство из которых в той или иной степени повторяют проект башни, предложенный Эйфелем. На рассмотрении были так же различные экстравагантные идеи, среди них, например, гигантская гильотина, которая должна была напоминать о Французской революции (1789 год). Другим предложением была каменная башня, но расчеты и опыт прошлого доказали, что очень тяжело было бы соорудить каменную постройку, которая была бы еще выше 169-метрового Вашингтонского монумента, сооружение которого стоило огромных усилий США за несколько лет до этого. Проект Эйфеля становится одним из 4-й победителей и тогда инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом.Во многих вопросах строительства башни Эйфель стал пионером: исследование свойств и напластований грунта, использование сжатого воздуха и кессонов для устройства основания, установка 800-тонных домкратов для регулирования положения башни, специальные монтажные краны для работы на высоте. В процессе работы рождались новинки строительной техники и оборудования. Полтора года ушло на закладку фундамента, около восьми месяцев монтировали саму конструкцию. В целом исполнители проекта, металлисты парижского пригорода Леваллуа, строили башню чуть более двух лет: с января 1887 по 30 марта 1889 года. На ее возведение потребовалось 15 тысяч металлических конструкций, соединенных 2500 тысячами заклепок.

Сооружение башни продемонстрировало огромные возможности применения металла в строительстве. Вместе с флагштоком башня имела высоту почти 313 метров и до 1931 года считалась самым высоким сооружением в мире. В 1957 году на ней установили вышку телевизионного центра и ее высота достигла 320 метров. (Высота вместе с новой антенной составляет 324 метра -2010 год).

Завоевав первую премию конкурса, Эйфель с энтузиазмом воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!» Однако, проект Нугье и Кёхлина оказался слишком «сухим» в техническом отношении и не отвечал требованиями, выдвигаемым к сооружениям Всемирной Парижской выставки, архитектура которых должна была быть более изысканной. Для того, что бы башня более отвечала эстетическим вкусам требовательной парижской публики, архитектору Стефану Совестру было поручено поработать над ее художественным обликом. Он предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать ее опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застекленные залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для ее украшения. В январе 1887 г. Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни. 31 декабря 1888 г. с целью привлечения недостающих средств, создается акционерное общество с уставным фондом 5 млн франков. Половина этой суммы — средства, внесенные тремя банками, вторая половина — личные средства самого Эйфеля. Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков. Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом.
Основание Эйфелевой башни представляет собой квадрат со стороной в 123 метра. Ее нижний ярус, имеющий вид усеченной пирамиды, состоит из четырех мощных опор, решетчатые конструкции которых, соединяясь между собой, образуют огромные арки. Башня имеет несколько платформ и площадок. Первая платформа расположена на высоте 58 метров, вторая - 115 метров, затем идут промежуточные площадки на высоте 196 и 276 метров и третья платформа - на высоте 300,65 метра. Позже башня выросла еще почти на тридцать метров и ее высота стала равна 326,75 метра. На вершине башни имеется смотровая терраса, откуда можно обозревать пространство радиусом до 90 километров. Самая верхняя площадка имеет диаметр 1,7 метра. На ней располагается маяк. Свет его прожекторов виден на расстоянии 70 километров. В разное время башня была беспроволочным телеграфом, в ней была обсерватория, физики изучали принципы тяготения, моряки узнавали время. С изобретением радио и телевидения башня стала использоваться для передачи радио- и телесигнала. В 1964 году, в день 75-летия башни, десять альпинистов совершили на нее восхождение. И всегда находятся смельчаки, желающие подняться по 1710 ступенькам на ее вершину.

Строительные работы в течение двух с небольшим лет — с 28 января 1887 г. по 31 марта 1889 г. — выполняли 300 рабочих. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров более 12 000 металлических деталей, для сборки которых использовали 2,5 млн заклёпок.

Чтобы закончить башню в назначенный срок, Эйфель применял, большей частью, заранее изготовленные части. Отверстия для заклепок были просверлены на намеченных местах уже заранее, и две трети от 2,5 млн заклепок были заранее закреплены. Ни одна из заготовленных балок не весила больше 3 тонн, что очень облегчало поднятие металлических частей на предусмотренные места. В начале применялись высокие краны, а когда конструкция переросла их по высоте, работу переняли специально сконструированные Эйфелем мобильные краны. Они двигались по рельсам, проложенным для будущих лифтов. Сложность состояла и в том, что подъемное устройство должно было двигаться вдоль мачт башни по изогнутой траектории с меняющимся радиусом кривизны. Первые лифты на башне приводились в действие гидравлическими насосами. Вплоть до нашего времени используются два исторических лифта фирмы "Fives-Lill", установленные в 1899 г. в восточной и западной опорах башни. С 1983 г. их функционирование обеспечивается электродвигателем, а гидравлические насосы сохранены и доступны для осмотра. Второй и третий этаж башни связывал вертикальный лифт, созданный инженером Эду (однокурсник Эйфеля по Центральной высшей технической школе). Этот лифт состоял из двух взаимоуравнивающихся кабин. Верхняя кабина поднималась с помощью гидравлического цилиндра с длиной хода 78 метров. Нижняя кабина при этом выполняла роль противовеса. На полпути к площадке, на высоте 175 м. от земли, пассажиры должны были пересесть в другой лифт. Емкости с водой, установленные на этажах, обеспечивали необходимое гидравлическое давление. В 1983 г. этот подъемник, который не мог работать в зимнее время, был заменен электрическим лифтом марки "Otis", состоящим из четырех кабин и обеспечивающим прямое сообщение между двумя этажами. Возведение башни требовало особого внимания к вопросам безопасности беспрерывных работ, что и стало наибольшей заботой Эйфеля. На протяжении строительных работ не было ни одного смертельного случая, что являлось значительным достижением для того времени.

При рытье котлованов для опор башни, из-за близости реки Сены, Эйфель прибегнул к методу, который он ввёл при строительстве мостов. В каждом из 16 кессонов фундамента находилось рабочее пространство, в которое накачивался под давлением воздух. Из-за этого туда не могла проникать вода, и рабочие могли осуществлять экскавацию без того, чтобы им мешала просачивающаяся вода.

Одной из самых сложных проблем для Эйфеля стала, парадоксальным образом, первая платформа. Массивные деревянные арматуры должны были удерживать 4 наклонные опоры и огромные балки первой платформы. Четыре наклонные подпоры покоились на наполненных песком металлических цилиндрах. Песок можно было постепенно выпускать и, таким образом, устанавливать опоры под правильным наклоном. Дополнительные гидравлические подъемники в фундаментах опор давали возможность заключительной регулировки положения 4-х наклонных опор, которые, таким образом, можно было точно подогнать к железной арматуре первой платформы.

Как только платформа лежала строго горизонтально, она была прикреплена к наклонным опорам, а подъемники были удалены. Затем строительство продолжилось уже на самой башне. Работа продвигалась медленно, но непрерывно. Она вызывала у парижан, видевших растущую в небо башню, удивление и восхищение. 31 марта 1889 года, меньше чем через 26 месяцев после начала рытья котлованов, Эйфель смог пригласить нескольких более-менее физически крепких чиновников к первому подъему на 1 710 ступеней.

Эйфелева башня весьма устройчива: сильный ветер отклоняет ее вершину всего лишь на 10 - 12 сантиметров. В жару от неравномерного нагревания солнечными лучами она может отклониться на 18 сантиметров. Наводнение 1910 года в Сене, затопившее пилоны башни, не повредило ее.

Возведённая башня потрясала дерзким решением своей формы. Эйфель был жестоко раскритикован за проект и одновременно обвинен в попытке создания чего-то артистического и нехудожественного.

Вместе со своими инженерами — специалистами по мостостроению, Эйфель занимался расчётами силы ветра, хорошо понимая, что если они строят самое высокое сооружение в мире, то прежде всего должны убедиться в его устойчивости к ветровым нагрузкам. В одном из интервью газете «Le Temps» от 14 февраля, 1887 Эйфель заметил: 

"Почему такая странная форма? Ветровые нагрузки. Я считаю, что искривление четырех внешних краев монумента продиктовано и математическими расчётами и эстетическими соображениями."
перведено с французской газеты Le Temps от 14 февраля, 1887

Башню оценили не сразу. Против нее выступали многие горожане, которым казалось, что башня подавляет архитектуру Парижа. Ги де Мопассан называл ее "скелетом". Говорят писатель, не желая смотреть на "это чудовище", обедал в ресторане самой башни - единственном месте, откуда она не видна. Видные деятели искусств возражали: "Во имя подлинного вкуса, во имя искусства, во имя истории Франции, находящихся сейчас под угрозой, мы - писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные поклонники до сих пор безупречной красоты Парижа, с глубоким возмущением протестуем против сооружения в самом сердце нашей столицы бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни". Cпустя годы Эйфелева башня стала символом Парижа.

Во время немецкой оккупации 1940 года французы повредили привод лифта прямо перед самым приездом Адольфа Гитлера. Из-за войны восстановить привод было невозможно.

В 1940 г. нацистские солдаты закрепили на башне знамя со свастикой, но флаг был настолько большим, что его просто сдуло несколько часов спустя и его заменили меньшим.

Посещая Париж, Гитлер так и не смог попасть наверх. Говорили, что Гитлер завоевал Францию, но не завоевал Эйфелеву башню. Один француз впоследствии водрузил французский флаг.

В августе 1944, когда союзники приближались к Парижу, Гитлер приказал, чтобы генерал Дитрих фон Колтиц, военный губернатор Парижа, уничтожил башню наряду с остальными городскими достопримечательностями. Но Фон Колтиц не повиновался приказу. Что удивительно, через несколько часов после освобождения Парижа привод лифта вновь заработал.

В 80-е годы XX века башня была реконструирована. Вес башни уменьшился. Почти столетние металлоконструкции были заменены более легкими и прочными.

Впервые освещение на Эйфелевой башне было включено в день ее открытия в 1889 году. Тогда оно состояло из 10 тыс. газовых фонарей, двух прожекторов и установленного на верхушке маяка, свет которого был окрашен в синий, белый и красный — цвета национального флага Франции. В 1900 году на конструкциях «Железной дамы» появились электрические лампы. А нынешнее золотистое освещение впервые было включено 31 декабря 1985 года.

В 1925 году автомобильный магнат Андре Ситроен, движимый тщеславием, разместил рекламу на башне. Cам Ситроен назвал свой рекламный проект «Эйфелева башня в огне». На башне было установлено около 125 тысяч электрических лампочек. Одно за другим на башне вспыхивали десять изображений: силуэт Эйфелевой башни, звездный дождь, полет комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилия Ситроен. Эта рекламная акция продлилась до 1934 года, а башня была самым высоким местом для рекламы в мире.

Летом 2003 года башня «оделась» в новое осветительное одеяние. За несколько месяцев бригада верхолазов из тридцати человек опутала конструкции башни 40 километрами проводов и установила 20 тыс. лампочек, изготовленных по специальному заказу одной из французских компаний. Новая иллюминация, которая обошлась в 4,6 млн евро напоминала ту, что впервые включилась на башне в ночь на Новый 2000 год. Очевидцы этого события, как и миллионы телезрителей по всему миру, помнят, как башня, обычно подсвеченная золотисто-желтыми фонарями, за считанные секунды, оделась в сказочное сияние, подмигивающее серебристыми огнями.

С 1 июля 2008 года Франция полгода выполняла функции председателя ЕС. На это время на башне были установлены звёзды и синее освещение (как флаг ЕС).

12 декабря 2004 года на Эйфелевой башне открылся каток. Он был смонтирован на 57-метровой высоте первого этажа башни  в течение полутора недель. На площади в 200 квадратных метров могло одновременно кататься 80 гостей башни.

Ежегодно башню посещает более 6 миллионов человек. К смотровым площадкам с подзорными трубами, ресторанам, сувенирным лавкам и музею "Тур Эйфель" их доставляют современные лифты. Увидеть это чудо техники до сих пор по прежнему мечтают многие жители планеты.

Официальный сайт: http://www.tour-eiffel.fr/


Источник: http://www.infrance.ucoz.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: parfran (17.05.2011) | Автор: Parfran E W
Просмотров: 2466 | Комментарии: 4 | Теги: Франция, тур эйффель, Париж, France, tour eiffel, Paris | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Юлек  
0
круто dry

Имя *:
Email *:
Код *: